Тайская теория энергетического строения

06 июн 2012

Тайская теория энергетического строения человека Сен Сиб

Немного об истоках

Тайское слово «Nuad» обычно переводится как «массаж». Однако тайский массаж го-раздо больше, чем простое разминание мышц. Более точно было бы определить его как «управляемое лечение», использующее внешние манипуляции для получения эффекта внутреннего — физической и энергетической наладки, стимулирования и исправление тела пациента.

Исторические корни тайского массажа и тайской традиционной медицины в целом довольно расплывчаты. Народная традиция утверждает, что древние медицинские знания появились на территории древнего Сиама много веков назад чудесным образом из Индии, и связывает их с приходом буддизма. Основателем, отцом тайской медицины называют из-вестную в буддизме тхеравады фигуру Дживаго Комарапая, современника, соратника и ле-каря Будды Гуатамы.

Буддизм всегда играл огромную роль в общественной жизни Таиланда. Буддийские монастыри были источниками не только религиозных знаний, но и центрами образования, которое неизменно включало традиционные медицинские знания и тайский массаж.

Древние знания чаще всего передавались устно от учителя к ученику, и лишь иногда записывались на пальмовых листьях. Эти редкие тексты считались священными и были так же важны, как и буддийские религиозные писания. Медицинские знания всегда почитались, а уважение к доктору Дживаго в народной традиции передавалось через церемонию, называемую Wai Kru (Вай Кру). Мантра «Ом Намо», как составляющая Вай Кру, до сегодняшнего дня начинает и заканчивает каждый учебный день в школах тайского массажа, а также произносится в начале каждого массажного сеанса. Такое почитание помогло сохранить древние традиции и оригинальные тексты исследований, которые передавались полностью и добросовестно. Тщательное следование предписаниям было также результатом незнания анатомии: рассечение тела человека было строжайше запрещено в тайском обществе.

Первое упоминание о лечебных методиках датируется 1690 г. Симон де ла Лауберт, французский посол в королевстве Аюттайя (государство предшественник Сиама), написал, что сиамские врачи никогда не изменяют рецептов, полученных от их предков, потому что они ничего не знают об анатомии и хирургии. Описывая практику массажа он пишет, что «когда кто-то заболевает в Сиаме, к нему приглашают человека, который умело растягивает тело больного и попирает его ногами».

Большинство из древних медицинских текстов были уничтожены в 1776 году, в момент за-хвата и уничтожения Аюттайи бирманцами. Однако некоторые тексты удалось спасти. Это были те знания, которые уцелели на территориях буддийских храмов.

В 1832 году король Рама III повелел все самое лучшее из сохранившихся текстов проверить, а затем выгравировать на каменных плитах. Эти плиты (каменные таблицы) были установлены в галерее храма Phra Chetuphon (Ват По) в Бангкоке. Галерея содержит 60 изображений — на 30-ти изображен вид спереди, на 30-ти — сзади. На рисунках обозначе-ны энергетические линии, которые по-тайски называются «сен», и расположенные на них лечебные точки. Если взглянуть на эти древние изображения с точки зрения современной анатомии, они покажутся, по меньшей мере, странными: между рисунками и пояснительны-ми надписями есть противоречия; на рисунках не показаны ребра и позвонки, допущены и другие неточности. Причина этого кроется в том, что анатомия не играла особой роли в древнем тайском массаже. Рисунки, изображающие массаж, не претендовали на физиоло-гическую точность. Это не более чем схема, способ показать энергетические линии и лечебные точки, а также их влияние на организм и его функционирование.

Долгое время каменным таблицам не уделялось должного внимания. И лишь несколько десятилетий назад, в связи с все возрастающим интересом на Западе к традиционной тайской медицине, тайское общество повернулось лицом к каменным манускриптам. В 1977 г. были опубликованы «Медицинские тексты, которые Его Величество король Рама III повелел запечатлеть в Pra Chetuphon (Wat Po) в 2375 (от Р. Х. 1832)»

Несмотря на неточности и противоречия, эти древние тексты по-прежнему являются богатейшим и единственным источником для исследователей теоретических корней тайского массажа.

Энергетическое строение человека

На Востоке понимают человека как сущность, состоящую из нескольких тел, вложенных друг в друга наподобие матрешки. Низшие более плотные тела принадлежат физическому плану, они разрушаются со смертью человека. Три высших, более тонких тела, принадлежат нашей бессмертной душе и не погибают со смертью физического тела, а воссоздаются при последующей реинкарнации.

Первое, самое плотное тело – физическое, многие именно с ним отождествляют себя. Второе – энергетическое, оно тоньше, чем физическое, но плотнее, чем остальные тон-кие тела. Энергетическое тело является точной копией физического, повторяет его силуэт и выходит за пределы физического тела на 3–5 см. Оно образует энергетическую матрицу, которой соответствуют органы физического. Оно умирает на 9 день после смерти физического тела. Энергетическое тело регистрируется при помощи эффекта Кирлиана, а его вы-ступающая часть — аура-камерами. На это тело непосредственно воздействуют акупрессура и акупунктура.

В энергетическом теле проходят многочисленные энергетические каналы, по которым непрерывно циркулирует универсальная жизненная энергия. На санскрите (в Индии и на Тибете) она именуется «прана» (ргаnа), в Таиланде — «паланба» (palang bak), китайцы называют ее «ци» (chi). Считается, что человек здоров только тогда, когда энергия циркулирует по энергетическому руслу свободно, не прерываясь и не теряясь на пути. При этом она динамично перераспределяется в полном соответствии с потребностями различных органов и систем физического тела при выполнении им своих функций при различных обстоятельствах. Все клетки тела человека связаны друг с другом посредством этого бесконечного тока универсальной жизненной энергии.

Если в какой-либо из энергетических линий возникают разрывы или препятствия, это приводит к энергетическому дисбалансу. Питаемые ею органы испытывают либо недостаток, либо избыток энергии, что приводит к нарушению их функции и заболеванию.

Нарушения могут быть вызваны множеством самых различных причин — от физических (растяжение связок, травмы, воспаление) до психических и эмоциональных (стресс, усталость, негативные эмоции).

Базовая теория тайского массажа – теория Сен Сиб

Теоретическая основа тайского массажа базируется на концепции о невидимых энергетических линиях, пронизывающих все тело человека. Всего тайская медицина их насчитывает 72000. Десять из них играют особую роль: на эти десять сен направлено воздействие в тайском массаже. «Сен» в переводе с тайского означает «линия», «сиб» - десять.

Между известными восточными медицинскими традициями — китайской, индийской и тайской — прослеживается значительное сходство в представлении энергетического строения человека.

Более близка теория Сен Сиб индийской традиции. Это проявляется даже в терминологии, которой пользуются тайцы. Например, названия первых трех сен — Сен Сумана, Сен Иттха и Сен Пингхала — не только лингвистически схожи с индийскими Нади — Сушамна Нади, Ида Нади и Пингала Нади, но почти в точности повторяют соответствующие Праны Нади йоги.

От более известной, китайской системы энергетических меридианов Сен Сиб отличается более значительно. Китайские меридианы строго соответствуют конкретным органам. Так, существует меридиан печени, желчного пузыря, перикарда и т.д. Тайская система не привязывает сен к какому-либо органу. Она воздействуют на все органы, над которыми проходят. Тайские сен всегда возвращается в начало, в то время как китайские выходят из тела наружу. Тайские сен начинаются и заканчиваются вблизи пупка, китайские – на конечностях.

Анатомически обнаружить энергетические магистрали не представляется возможным, между тем, эмпирически замечено, что стимуляция сен вызывает устойчивый терапевтический эффект.

Краткий обзор некоторых сен и связанные с ними заболевания

Траектории сен дается в соответствии с курсом «Advanced Sen-line Thai Massage», преподаваемом в Международной школе тайского массажа ITM School (Чианг Май, Таиланд).

Сен Сумана начинается в районе пупка, уходит вглубь тела, идет вверх вдоль солнечного сплетения, средней линии груди, горла и заканчивается на кончике языка.

Основное нарушение в этой линии связано со снижением вкусовых ощущений.

Дополнительные симптомы:

  1. Боль в животе

  2. Астма

  3. Бронхит

  4. Боль в груди

  5. Озноб

  6. Кашель

  7. Заболевания пищеварительной системы

  8. Болезни уха

  9. Тошнота

  10. Спазм диафрагмы

  11. Проблемы в горле

Сен Итта и Пингала

Это парные сен. Они проходят симметрично. Итта проходит по правой стороне тела, Пингала – по правой.

Сен Итта начинается слева от пупка, направляется к началу третьей внутренней линии, проходит по ней по бедру до колена, огибает колено, уходит назад и по поднимается по третьей наружной линии, направляясь к центру ягодицы. Проходит по крестцу и далее идет слева от позвоночника параллельно ему по первой линии.

Проходит по левой стороне шеи, слева от центральной линии черепа, по лицу идет чуть левее центральной линии, заканчиваясь возле левой ноздри.

Сен Пингала – проходит симметрично по правой стороне.

Основное нарушение — все, что связано с носом: носовые кровотечения, насморк, затрудненное дыхание, синусит.

Дополнительные симптомы:

  1. Боль в животе

  2. Боль в спине

  3. Озноб и лихорадка

  4. Простуда

  5. Кашель

  6. Заболевания мочевыводящих путей

  7. Головокружение

  8. Боль в глазах

  9. Головная боль

  10. Кишечные заболевания

  11. Боль в колене

  12. Кривошея

  13. Болезни горла

Сен Калатари

Сен Калатари начинается в районе пупка и разделяется на четыре части, проходит только по передней части тела. Две линии идут вверх симметрично: через соски линии направляются к плечам, проходят мимо внешнего края ключицы, спускаются по цен-тральным линиям внутренней части рук, доходят до запястья, а затем разделяются на пять линий, идущих к кончикам всех пальцев руки.

Две другие линии проходят через низ вниз живота к началу вторых внутренних линий ноги, доходят до лодыжек, уходят на стопу и разделяются на пять частей, идущих ко всем 5 пальцам ног.

Основные нарушения: болезни суставов.

Дополнительные симптомы:

  1. Стенокардия

  2. Артрит пальцев рук и ног

  3. Сердечная аритмия

  4. Боль в груди

  5. Эпилепсия

  6. Желудочно-кишечные заболевания

  7. Грыжа

  8. Истерия

  9. Несварение

  10. Желтуха

  11. Боль в колене

  12. Боль в руках и ногах

  13. Паралич ног и рук

  14. Ревмокардит

  15. Шизофрения

  16. Шок

  17. Различные психические заболевания и психические расстройства

Сен Сахатсаранджи и Тавари

Это парные сен. Сен Сахатсаранджи проходит по левой стороне, Тавари – по правой.

Сен Сахатсаранджи начинается слева от пупка, проходит по нижней части живота к первой внутренней линии, проходит по ней по бедру и голени, доходит до лодыжки, переходит на первую внешнюю линию.

У паховой складки она поворачивает к внешней стороне туловища, проходит по левой стороне живота, затем проходит через левый сосок, внутренний угол ключицы, поднимается спереди грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, проходит через левую часть подбородка, левый угол рта, середину щеки, середину нижнего века и заканчивается в центре глазного яблока.

Сен Тавари – симметрично по правой стороне.

Основные нарушения: все глазные болезни: покраснение и воспаление, слезоточи-вость, сухость в газах, катакарта.

Дополнительные симптомы:

  1. Артрит коленного сустава,

  2. Боли в груди,

  3. Заболевания мочеполовой системы,

  4. Лицевой паралич,

  5. Лихорадка,

  6. Желудочно-кишечные заболевания,

  7. Паралич ног,

  8. Маниакально-депрессивный психоз

  9. Онемение нижних конечностей,

  10. Болезни горла,

  11. Зубная боль,

  12. Аппендицит,

  13. Желтуха.

Сен Лавусанг и сен Уланга

Это парные сен. Сен Лавусанг проходит по левой стороне, Уланга – по правой. Сен Лавусанг от пупка, идет к левому соску, далее к точке соединения ключицы и грудины, проходит позади грудинно-ключично-сосцевидной мышцы до точки под мочкой уха, обходит ухо по задней части головы, и заканчивается на точке височно-челюстного сустава.

Сен Уланга - аналогично по правой части тела.

Основные нарушения: все болезни уха - глухота, отит и пр.

Дополнительные симптомы:

  1. Боли в груди,

  2. Лицевой паралич,

  3. Желудочно-кишечные заболевания,

  4. Болезни горла,

Сен Уланга

Сен Улангка проходит симметрично по правой стороне тела.

Построение сеанса тайского терапевтического массажа

Цель сеанса тайского массажа состоит в том, чтобы восстановить нормальный энергетический баланс во всем организме путем надлежащей работы с энергетическими линия-ми.

Правильное воздействие на сен оказывает рефлекторное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психику пациента. Знакомство с тайской теорией Сен Сиб является непременным ключом к пониманию тайского массажа.

Сами тайцы склонны рассматривать свою систему в большей степени как работу с энергией, нежели с физическим телом. Тайский массажист ориентируется не на анатомические структуры или физиологические принципы, но на потоки энергии в сети меридианов человеческого тела. При этом все приемы рассматриваются, прежде всего, как возможность получить энергетический эффект, и только во вторую очередь — как возможность повысить силу мышц или гибкость суставов.

Нормализация энергии в сен относится к сеансу терапевтического тайского массажа.

Определив сен, в которой произошло нарушение, массажист строит сеанс массажа, подбирая приемы, которые ее открывают и активизируют.

Нарушений в сен может быть два: разрыв или блокировка.

Блокировка определяется по пониженному тонусу или хроническому заболеванию. Работа идет непосредственно на заблокированной сен.

Разрыв – это всегда острое состояние, сопровождаемое признаками воспаления: покраснение, повышение локальной температуры, отек, боль. Работать на пораженной зоне нельзя, только по его периферии до тех пор, пока исчезнут признаки воспаления. Обычно это 3-4 день. Далее нужно работать по методике, рекомендуемой для блокировки.

Сеанс всегда включает работу с животом, потому что все сен начинаются от пупка. Если требуется работа на двух и более сен, то общие фазы (например, работа на животе) делаются только один раз.

Сам сеанс строится по схеме: 1) подготовительные (разогревающие) упражнения, 2) непосредственная работа на сен, 3) продвинутая йога, 4) заключительные (успокаивающие) упражнения.

Для терапевтического массажа действуют те же правила, которые предписаны и для оздоровительного.

  1. Начинать массаж со стоп и заканчивать на стопах. Причины такого подхода обычно трактуются в терминах жизненной энергии «ци», потоки которой проходят по сен. С европейской точки зрения речь идет о правильном распределении нагрузки и активации сосудов кровеносной и лимфатической систем, что обеспечивает наилучший дренаж тканей и выводит из них вредные вещества, в то время как приток обогащенной кислородом крови улучшает питание и повышает общий тонус мышечной системы.

  2. Направление движений всегда должно быть одно: от ног к голове. Единственным исключением для данного общего правила может служить передняя поверхность туловища - по той причине, что основной дренаж здесь осуществляется через кишечник.

  3. Начинается работа с подготовительных приемов, затем активизируются сен, постепенно добавляются приемы активной мобилизации, и лишь после этого элементы йоги. Данное правило объясняется просто: тело необходимо подготовить, «разогреть» перед вы-полнением активных техник.

  4. Совершенно необходимым условием является общая сбалансированность сеанса массажа. Любые действия, выполненные на одной стороне тела пациента, должны быть продублированы и на противоположной стороне.

  5. В тайской традиции не существует такого понятия, как массаж отдельной области или участка тела: массаж всегда является комплексным; работа проводится со всем телом пациента.

Любовь Сокольская,
директор Школы-студии экзотического массажа СИАМ
Новосибирск






Вернуться на главную страницу